Интервью :: Новая Азбука :: группа Пикник и пикникомания

Реклама в Интернет | "Все Кулички"


на главную

главнаякнига даткнига толкованийопрос
архив рассылкитексты песенслово о...
картао сайтепоискссылкикнига гостейчат

Рассылка MailList.Ru

Интервью
без названия ◊ Екатерина Борисова и Людмила Ребрина - Fuzz

Договариваясь о встрече, Эдмунд Шклярский подробно описал, как он будет одет. "Зачем это? — удивились мы. — Узнаем, ведь на сцене видели..." "На сцене — совсем другое дело", — возра­зил он. И оказался прав. Нет, мы его узнали, конечно, но суть в том, что ПИКНИК всегда — совсем другое дело, если сравни­вать его (и на сцене, и в жизни) с любой из былых и ныне суще­ствующих отечественных групп.

Они шли своим путем, прокладывали свою колею, не вписываясь ни в одно направление полностью, экспериментируя, удивляя, — но никогда не навязываясь, не мельтеша без толку. Они — осо­бенные. Кому-то из слушателей это было понятно сразу, кто-то сделал это открытие лишь сейчас, когда группе ис­полнилось 20 лет.

Первый альбом ПИКНИКА называется "Дым", последний — "Чужой". В этих словах — часть разгадки. Но только часть... Тако­во общее мнение Екатерины БОРИСОВОЙ и Людмилы РЕБРИНОЙ.

"Дым": всему свое время

" Fuzz " Почему вы отсчитываете историю группы от выхода альбома "Дым"?

Эдмунд Шклярский: Это произвольный отсчет. Просто какая-то сознательная жизнь у нас началась, наверно, после написания первого альбома. Как у кинорежиссера первый фильм — то, о чем можно говорить, так и для нас этот альбом — первый музыкаль­ный продукт, который каким-то образом разошелся по студиям звукозаписи в стране, дошел до слушателей...

“ Fuzz ” Можно считать, что "Дым" был первым альбомом именно того ПИКНИКА, который мы знаем — в плане фирменного саунда, стиля группы?

Эдмунд: Надо, наверно, у потребителя продукции спрашивать, есть ли какая-то разница между старыми и новыми песнями. Ко­гда мы пишем песню, то скоро вся новизна пропадает, потому что это все репетируется, играется, и она для нас становится со­вершенно не новой.

“ Fuzz ” Но этот альбом стал для вас этапным?

Эдмунд: Ну, естественно, ведь он первый. Когда мы его писали, то не знали, зачем это нам надо. Ребята вокруг пишутся, есть возможность, — ну, давайте и мы запишемся. А когда уже пошла обратная связь из других городов, чему мы были очень удивле­ны, — тогда мы поняли, что это было не зря.

“ Fuzz ” Когда "Дым" был переиздан?

Эдмунд: В 1994 году, на CD . И мы там заново пели и заново иг­рали.

“ Fuzz ” Вышла ведь антология ПИКНИКА на "Мистерии Звука", и там часто написано: "Эдмунд Шклярский — музыка, слова". И больше никаких имен.

Эдмунд: Дело в том, что у нас есть сценическая жизнь, которая — ну, вот такая. На первых наших гастролях на сцене было че­ловек шесть. Мы ездили без барабанщика, его заменял компью­тер, который, в общем, не является человеком никаким образом. То есть концертная жизнь одна, а на записи ~ немножко другая. Или человек на сцене присутствовал, был членом коллектива, но в записи не принимал никакого участия, потому что в этом не было необходимости. Яровой извергает огонь — он, вроде, член коллектива немаловажный, но он ни на чем не играет. Вот у PROCOL HARUM есть в альбомах отдельный человек — поэт. И долго не понимал, зачем они так пишут, но, наверно, он занимал в группе определенное место, без него они не мыслили себя.

“ Fuzz ” Какие еще диски вы перепевали и переигрывали?

Эдмунд: "Иероглиф", "Родом Ниоткуда" и "Харакири".

“ Fuzz ” Некоторые считают, что заново переписанный альбом — вроде как не оригинал, а некая подделка...

Эдмунд: Любое мнение имеет право на существование. Если кто-то нас слушает давно, он, возможно, из ностальгических сообра­жений будет слушать даже репетиционные записи или словесные интервью. Но человек, который не является нашим сумасшедшим поклонником, может ку­пить сборник, его это вполне удовлетворит, ему не нужно будет более расширенной музыкальной информации. А есть часть людей, достаточно многочисленная, которая присое­диняется по ходу пьесы. И они, мне кажется, должны знакомиться с нашей музыкой не с начала, а от последних альбомов очень ос­торожно к началу идти. И ни в коем случае не перепрыгивать.

“ Fuzz ” Почему же от конца к началу, а не наоборот?

Эдмунд: Есть время, которое соответствует данному ощущению. Это все равно, что сейчас прививать вкус на песнях THE BEATLES : практически нереальная задача, потому что, поступая так, будешь архаичным наставником и никому ничего не докажешь. Оторвать песню от жизни невозможно, она в конкретный момент произво­дит совершенно физиологическое, химическое воздействие на мозг человека и, в другое время перенесенная, этого воздействия оказать не может.

“ Fuzz ” Но ведь есть же, что называется, нетлении.

Эдмунд: "Нетленка" — это все красивые слова. Как-то я слушал одно интервью, где человек излагал крамольное для многих мне­ние, что классическая музыка тоже устаревает. Можно говорить, что это нетленка, но на самом деле это нетленка для того, кто тог­да ее слушал. А для того, кто слушает сейчас, это совсем не не­тленка, а продукт, во многом его не удовлетворяющий. Ничего ему не дающий, не объясняющий... Это только слова.

“ Fuzz ” Какой ваш альбом — самый любимый? Или вы не оцени­ваете их в таких категориях?

Эдмунд: Скорее, я их оцениваю настолько, насколько они в нашей жизни повлияли на что-то. И по внутреннему содержанию. Есте­ственно, это "Дым", потом "Иероглиф", "Харакири" и, наверное, "Египтянин".

"Танец Волка" + "Иероглиф": ориентиры

Эдмунд: До альбома "Танец Волка" была записана песня "Вели­кан", — по-моему, в Малом Драматическом театре. Она появилась в хит-параде газеты "Смена" под рубрикой "В современных рит­мах"... Потом, когда у нас появился уже набор песен, более или менее объединенных какой-то мыслью, опять же у Тропилло был записан альбом, куда была вставлена и эта песня.

“ Fuzz ” А потом вышла виниловая пластинка "Иероглиф"...

Эдмунд: Первый вариант песни "Иероглиф" был записан в 1986 году во Дворце Молодежи — на 80% с помощью компьютера, без наложений, с немножко измененной аранжировкой. И вскорости на этот вариант был отснят, можно сказать, клип, показан в теле­программе "Кружатся диски"... Там мы все накрашенные-перекра­шенные. А потом Садчиков (журналист газеты "Смена" —ред.) сказал, что можно издать на "Мелодии" пластинку. Мы в это совершенно не верили, но, действительно, появилась такая возмож­ность. И мы записали альбом "Иероглиф" и, — поскольку первая наша пластинка, — еще захотели туда поставить песни, которые как нам казалось, должны были туда войти: "Ночь" и "Великан".

“ Fuzz ” Давно хотелось спросить: как "Ночь" соотносится с " No Quarter " LED ZEPPELIN ?

Эдмунд: Никак не соотносится.

“ Fuzz ” А клавишное вступление очень похоже!

Эдмунд: Да? На самом деле составные части там такие: JETHRO TULL , понятно... и Сологуб мне принес кассету Заппы с песней "Пытка Не Кончается" (" The Torture Never Stops ", альбом " loot Allures " 1976 года —ред.). Помню, монотонное было что-то та­кое... А под впечатлением от " No Quarter " был "Опиумный Дым" написан. И на "Родом Ниоткуда" был блюз посвящен LED ZEPPELIN .

“ Fuzz ” А еще какие западные песни, группы служили источни­ком вдохновения?

Эдмунд: Арт-рок, честно говоря, не был источником вдохновен! Хотя начиналось-то все с подражания, конечно, — я пытался петь как кто-то. Как THE BEATLES , например. Понятно, что как LED ZEPPELIN — не пытался... слава Богу. И единственное, что я мог спеть — JETHRO TULL. Поэтому, если мы где-то пытались играть какие-то фирменные вещи, "Локомотив" (" Locomotive Breath " — ред.) — это была песня, которую я, не зная слов, тем не менее и поднял. В ней тесситуру я мог петь, снимать какую-то манеру... Так что если брать манеру извлечения звука из горла, то повлиял Йан Андерсон, скорее всего.

“ Fuzz ” Многие еще относят ПИКНИК к готик-року...

Эдмунд: Если б они еще сказали, что это такое! (смеется) В архитектуре я понимаю, что такое готика. Если под готикой подразу­мевать средневековье, то оно присутствует, конечно, — в "Танце Волка", например, — на уровне ощущений. И если это в музыке передалось, то слава Богу. Но задачи такой не ставилось. Тогда не существовало понятия "готик-рок". Ориентиры были не определены, их не называл никто. Даже слово "хард-рок" не применялось; никто не говорил, что LED ZEPPELIN — хард-рок. По радио вообще говорили, что это поп-музыка: и Джими Хендрикс, и Том Джонс.. Вот на этом определении я и закончил свои познания в стилях. Нравится музыка, которая играется, — значит, она твоя. А назва' можно как угодно.

"Родом Ниоткуда" : кирпичики

Эдмунд: Когда первый винил вышел, поступило предложение сделать второй. Песенка "Я Почти Итальянец" появилась даже раньше, чем вышла пластинка "Иероглиф" — правда, мы об этом не знали, — на сборнике "Место Встречи Дискотека З". Там, кроме музыки, все обволаки­валось предисловием-послесловием некоего Артура Макарьева. И он нам сказал: "Давайте сделаем вторую пластинку, а потом сборник". Мы говорим: "Не рановато ли — сборник после двух

пластинок?" В общем, до сборника дело не дошло, но выпуск пластинки "Родом Ниоткуда" — это была его инициатива. Ездили в Москву, там записывали...

“ Fuzz ” У альбома была концепция? Или про­сто записывались песни, которые были на тот момент?

Эдмунд: Те, что были на тот момент, за исклю­чением отсеивания какого-то. "Дым" — это ба­гаж, который долго с нами путешествовал, и, наверно, "Иероглиф"... А вот "Танец Волка" и "Родом Ниоткуда" — для них специально пес­ни писались.

“ Fuzz ” Насколько у вас песен обычно больше, чем их укладывается в отдельный альбом?

Эдмунд: Их всегда больше раза в три, навер­ное. Они просто не до конца завершены. На уровне кирпичиков — если нас такой-то кир­пич устраивает, то он берется. Поэтому тот же "Итальянец" ни в один альбом не входил. Он же был записан еще к альбому "Дым", но мы его отсекли вместе с еще одной песней. Они не укладывались в наше понимание этого альбо­ма.

"Харакири":
внутренние влияния

“ Fuzz ” До "Харакири" вы ездили в Японию. Это было какой-то вехой?

Эдмунд: Ну, заграница — это всегда веха, особенно в 1990 году. Это сейчас съездить ничего не стоит.

“ Fuzz ” А почему именно в Япо­нию?

Эдмунд: Тогда еще было поня­тие "города-по­братимы", и мы ездили в Осаку как в город-по­братим. Был фес­тиваль, один день игры...

“ Fuzz ” И на "Харакири" эта поездка от­разилась?

Эдмунд: Не особо. Скорее, отразились какие-то внутренние вещи. Я тогда прочитал "Так говорил Заратустра" Ницше, и вот это как раз повлияло.

“ Fuzz ” На вашем сайте написано, что "Харакири" — лучший альбом ПИКНИКА. Это мнение музыкантов?

Эдмунд: Андрей Бурлака, например, считает, что лучший — "Танец Волка". Назло всем остальным. А для нас "Харакири"... хоро­ший.

“ Fuzz ” Он жестче, чем все остальные.

Эдмунд: Там примером для написания был взят T . REX , как ни странно. Короткие повторяющиеся фразы, без припевов, малые формы. Не расширенные, как, например, в "Родом Ниоткуда", где есть навороты, длинные вступления, соло, — здесь все минимизи­ровано. Такие были формальные ориентиры.

“ Fuzz ” А какова история вашего логотипа-иероглифа, который впервые появился на "Харакири"?

Эдмунд: Вот обычно попадается пластинка фирменная, — на ней значок. И мы подумали, — а почему бы нам не придумать свой значок, который путешествовал бы с пластинки на пластинку? Свой символ.

“ Fuzz ” И как он родился?

Эдмунд: Ну, как? Бумага и карандаш. "Это подойдет", "это не подойдет". Никаких дополнительных составля­ющих. А сейчас нам говорят, что он похож на то и на это.

“ Fuzz ” К вам приходили люди с различными трактовками...

Эдмунд: ...И говорили: "Похож на то-то!" Да уж наверняка похож, куда тут денешься-то?

"Немного" Огня без путаницы

“ Fuzz ” Между "Харакири" и этим альбомом был перерыв в три года...

Эдмунд: Перерыв связан с агонией виниловой промышленности. А что-то писать, и не быть изданными было неинтересно. Поэтому ничего и не происходило. Никакой продукции. Мы ждали, пока что-то изменится, верили в возрождение винила... которое не на­ступило. Но появились первые происки CD-производства.

“ Fuzz ” В 1994 году издание альбома сразу в формате CD было еще в диковинку.

Эдмунд: Да, это казалось какой-то роскошью, как еще недавно DVD . Так вот, "Немного Огня" издавался сразу на CD , минуя винил. Но мы по инерции еще сохраняли "виниловую" продолжитель­ность альбома. Когда мы писали пластинки, нам всегда говорили:"Только не длиннее 33-х минут!" Пожелания "Мелодии" были вот такие. Не 45 минут, как фирменные пластинки или да­же магнитоальбомы чьи-то...

“ Fuzz ” А почему бы теперь, при переиздании ранних альбомов, не добавить к ним бонус-треки? Ведь есть же неизданные песни того периода...

Эдмунд: Я вообще не большой любитель бонусов. Если они рассортированы в сборник, и там что-то объяснено — тогда да. А так они меня только путают. И я, соответ­ственно, не хочу путать других, (смеется) Человек по­слушает и подумает, что песня из этого альбома, а потом услышит где-то в другом месте, и у него будет в голове путаница.

"Вампирские Песни":
символика

“ Fuzz ” Почему вы этот альбом называете "ответвлением"?

Эдмунд: Потому что там наших только три песни. Тот же Бурлака однажды рассказал, что есть поветрие в литературе: дается тема, и несколько писателей ее по-своему интерпретируют. И поскольку первая песня здесь была с вампирской тематикой, а усугублять эту тему мы не хотели, то возникло некое ответвление. Плюс мы тогда в общежитии встретили человека, который пел под гитару, нам понравилось, и мы решили их взять. Его зовут Андрей Карпенко, он из Комсомольска-на-Амуре, а подпольная его кличка Анри Альф.

“ Fuzz ” А инструментальные вещи ХАРУАМ?

Эдмунд: Это наше доигрывание. И опять же, чтоб не запутать, чтоб не решили, что ПИКНИК играет теперь вот такие вещи, мы это назвали ответвлением.

“ Fuzz ” Кстати, вампирская тематика с готикой очень перекликается

Эдмунд: Скорее, визуально. Вампира тематика была навеяна черно-белым фильмом про Дракулу. I персонаж был бескровный, там не было разгрызания горла и прочего, — просто на уровне параллельного мира, где какие существа живут. Их все гоняют, а они живут своей жизнью... лось создать что-то подобное.

“ Fuzz ” Вампир для вас — не отрицательный персонаж?

Эдмунд: Не совсем так. Но масса людей живет по своим моральным законам, своей судьбой, которая со стороны кажется неприемлемой, но, тем не менее, они сбиваются в какие-то стаи. И становятся отторгаемыми, не вписывающимися в общество, хотя кто прав, кто виноват, — поди разберись.

“ Fuzz ” Кровь-то пить вроде как нехорошо... 1

Эдмунд: А про кровь тут и речи нет.

“ Fuzz ” То есть вампиры подаются в романтическом ключе

Эдмунд: Исключительно так — на уровне взаимоотношений существ, которые живут в своем замкнутом мире.

“ Fuzz ” И тут же у вас впервые появляется тема Египта.

Эдмунд: Мне всегда нравились восточные вкрапления в музыке. Не прямая ориентальная направленность, а мелодизм какой- то. Это на уровне симпатий – МАХАВИШНУ, Сантана... А касаемо Египта, — мое первое путешествие в детстве в Эрмитаж кончилось тем, что мне в Египетском зале стало страшно, меня под ручки с закрытыми глазами оттуда вывели. Сейчас мне там очень уютно, а тогда все давило. Я думаю, если в пирамиду залезу, будет нечто подобное. Так что из каких-то страхов пошел визуальный интерес.

“ Fuzz ” Выходит, Египет в вас присутствует только на уровне символики?

Эдмунд: Да. Я помню, смотрел какой-то фильм документальный, где человек бредил древним Египтом, занимался им как ученый, а потом поехал туда и после говорил: "Какого дьявола я туда по­ехал? Там живут совершенно другие люди!"

“ Fuzz ” На юбилейных концертах на сцене висел задник с картинками на египетские темы, а посреди — название "ПИКНИК", написанное кириллицей...

Эдмунд (смеется): Да? Мы этого не хотели!

“ Fuzz ” Но при этом сочетание было абсолютно непротиворечи­вое.

Эдмунд: В песне "Иероглиф", как нам говорили, с ситаром и вос­точными делами переплетается русское народное песнопение. Как, собственно говоря, и в песне "Египтянин".

"Женьшень" + "Стекло":
обрамление

Эдмунд: К "Женьшеню" двойственное отношение. На концерте у нас ни одной песни не прижилось. Бывает так, — репетируй, не репетируй, а не приживается, хоть тресни. Был у нас, правда, кон­церт под названием "Женьшень", мы путешествовали по стране, но максимум песни три с альбома играли. И с "Танцем Волка" так, с него мы только "Инквизитора" играем и "Великана". Вот и "Жень­шень" остался альбомом таким — для прослушивания.

“ Fuzz ” Дальше — "Стекло", где у вас появились необычные ин­струменты.

Эдмунд: Ну, с гонгами мы давно таскались, с 1986 года. Еще был электрический рот, который мы в 1986 году реанимировали, и он был на "Женьшене". Был палец, который теперь иногда тоже поя­вляется. И еще то, что мы условно называем "живая виолончель".

“ Fuzz ” А "новоегипетский инструмент"? Он играет прикладную роль или декоративную? Можно его партию на гитаре сыграть?

Эдмунд: Нет, ни в коем случае. Там специфика в плавном управлении звуком. Этого на гитаре не сделаешь никаким обра­зом.

“ Fuzz ” А дизайн ваш?

Эдмунд: Да. Во-первых, на любой гитаре есть какие-то такие штуки. Ну, и под лого­тип он немножко стилизо­ван.

“ Fuzz ” Когда появились первые элементы шоу на концертах? Если не считать огнеглотателя.

Эдмунд: Во дворце молодежи, когда мы играли программу «Танца Волка» У нас был точильный станок, коса и маленький электрический рот, - первая модель. Паук висел какой-то… на карракурта похожий:)

“ Fuzz ” А мимы, танцоры?

Эдмунд: Танцевальная группа «Тера мобиле»? Мы с ними начинали сотрудничать, когда приехали на гастроли без барабанщика, в 1986 году , по- моему. Визуальный ряд бе з барабанщика неполон, поэтому были придуманы декорации и какие-то хождения в масках. А на "Нашествии" с нами выступал театр "Черное небо белое", он исключительно для закордонного пользования и чуть не впервые соприкоснулся с российским рын­ком. Но при дневном свете это немножко не то, а вот в темноте, с лазерами, с подсветкой — очень круто. И днем, конечно, круто, но нет .. тайны. Там всего два человека, но они такое делают! Я все смотрел, думал: "А сколько их там?" Оказалось, — двое.

"Пить Электричество": йе-йе

Эдмунд: Это опять ответвление. Мы устали уже говорить, что про­сто хотелось поставить перед собой некую техническую задачу и ее как-то осуществить. Свой голос использовать минимально или вообще не использовать. Или использовать другие голоса. Чтоб смысловая нагрузка была не на текст, а на некие ощущения. И му­зыкальное содержание там все-таки другое, чем в ПИКНИКЕ.

“ Fuzz ” От каких примеров вы отталкивались?

Эдмунд: Примеров, собственно, не было. Об отправной точке могу сказать, хотя она завела совершенно в другую сторону. Это была старая запись, где Лулу пела сумасшедшим голосом: "Йе-йе".

“ Fuzz ” ?!

Эдмунд: Да! Я подумал: "Вот если бы кто-то поблизости мог так петь!.." И сначала это "йе-йе" взял как сэмпл и начал с ним что-то вытворять. Потом стало понятно, что "йе-йе" это чужое, — как ни обидно было с ним расставаться, — но толчок был именно такой.

Сборники: между прошлым и будущим

“ Fuzz ” U Дальше опять был большой перерыв. И сборники хитов.

Эдмунд: Мы хотели записать вторую серию "Вампирских Песен", потому что у того человека остались еще нормальные песни. Но произошел опять кризис жанра, у людей прекратились денежные средства. Фирмы звукозаписи замерли, и мы вместе с ними. А сборники... что о них говорить, они и есть — сборники.

“ Fuzz ” Из них самым, популярным стал все-таки "Фиолетово-Черный".

Эдмунд: Ну, так его компания выпускала могучая. Рекламировали его. Опять же — вот я, например, не являюсь внимательным слу­шателем всего. Для меня группа R . E . M . началась с того ролика, где все с крыльями... " Losing My Religion ". Замечательная песня. А до того R . E . M . для меня не существовали. И вот, для тех слушате­лей, которым не совсем нужны все альбомы, идеальный вариант — сборник.

“ Fuzz ” Так это нормальная, по-вашему, ситуация, когда группа с 20-летней историей становится популярна благодаря сборнику, а не всем прошлым альбомам?

Эдмунд: Если обратиться к истории нашего существования на ус­ловном рынке, то оно происходило, минуя клипные раскрутки и прочее. И если б мы ориентировались на это, то, наверное, все сложилось бы как-то иначе. Но мы приноровились жить, минуя все это. И поэтому, независимо от того, крутили нас где-то или не крутили, был контингент, который нами интересовался. Я извиня­юсь за параллели, но в свое время, когда появлялся новый диск фирменной команды, те, кого это интересовало, каким-то образом об этом узнавали. THE ROLLING STONES , например, в нашей стране никогда не рекламировали. И наш способ существования в этом смысле был похож. Была какая-то связь со слушателями. Другое дело, что мы находились в достаточно жестких рамках, потому что мы должны были делать то, что нас бы отличало. То, чего не было у других, и чем мы были бы интересны. Такая задача стояла с са­мого начала. И если сейчас это находит отклик, то мы можем только радоваться. Мы никогда не писали песен фельетонного, скажем, плана. Когда вышел "Дым", знакомые дискотечники нам из лучших побуждений говорили: "Ребята, на все, что вы написали, надо наплевать и за­быть. Вам надо написать быструю песню, которую будут крутить в дискотеке". И стало понятно, что либо мы изменяем себе и всему свету и прекращаемся в скором времени, потому что если человек не нравится сам себе, он не может, как ни уговаривай, нести свой продукт кому-то другому, — либо не изменяем. И путь был, воз­можно, тогда уже выбран. Еще интересовал такой момент: можно ли будет слушать песни с таким наполнением лет через пять или десять? Я помню, стихи я тогда прочитал с таким примерно содер­жанием: "Я не один под звездами, и до ме­ня были, и после меня будут миллио­ны таких как я". Нас интересовало, будет ли понятно хотя бы словесное содержание наших песен, если их перенести в будущее.

“ Fuzz ” Публицистическая, в общем, установка. Ведь когда поэт пишет стихи, его в этот момент меньше всего волнует мнение потенциального читателя. А если он об этом думает, то он, скорее, публицист.

Эдмунд: Я бы не сказал! Сам момент написания — он редко определяем. Словосочетание в голове рождается, и этот момент не фиксируется обычно. Но меня, например, в чужих стихах всегда раздражала привязка к местности. Читаю какие-то нормальные стихи, и вдруг там написано "сакля" или "кумыс". Сразу территория обозначается. Или вот мат: у меня сразу на него фильтр ставится, как в Интернете. Есть слова, которые сразу могут испортить всю малину.

“ Fuzz ” "Родом Ниоткуда", получается, — очень принципиальное для вас название. Даже базовое.

Эдмунд: Наверно, так.

"Египтянин" + "Чужой":
подобно ящерице

“ Fuzz ” А "Чужой"?

Эдмунд: Не все наши названия что-то символизируют. "Танец Волка" было специально придумано, а так, в основном, названия даются по песням или строчкам из них. Для "Чужого" сначала хотелось другого названия, но оказалось, что оно уже существует. A в оформление взяли мою картинку, которая называлась "Чужие". Вот и... Она с вампирской, кстати, тематикой, так что по визуальному ряду здесь есть пересечение с "Вампирскими Песнями".

“ Fuzz ” А "Египтянин" просто назван по центральной песне аль­бома...

Эдмунд: Мы считаем, что она центральная, но для ротации она не подходит. Вот если б не было жизни за пределами ротации, то и этой песни как будто бы не было. Но поскольку есть жизнь, свя­занная с выпуском продукции, и концер­ты, то все расставля­ется по своим местам, может быть, более правильно, чем это делает редактор, который крутит по ра­дио песни.

“ Fuzz ” У вас в группе случались момен­ты, когда все серь­езно подумывали о распаде, расхожде­нии?

Эдмунд: Дилемма "играть/не играть" у меня была в студен­ческие годы, в Политехе, когда мы играли еще с Жаком. А по­том уже желания бросить не возникало.

“ Fuzz ” Даже в трудные времена?

Эдмунд: Мы уже привыкли. Втянулись в эту жизнь, она нас устраивала. Мы ждали, когда все вернется на свои места. Во время первого кризиса было все не понятно, многие знакомые тогда эмигрировали… Второй кризис мы уже встретили спокойно. Ждали, что нужно ждать и не дергаться. Как ящерица: нет света, она сидит, и не ясно, мертвая она или живая. А когда потеплее или посветлее станет, она начинает шевелить хвостом. И у нас так: сбавляются темпы кровообращения. Если нет возможности издаться, то мы впрок не пишем.

“ Fuzz ” Впадаете в анабиоз?

Эдмунд: Да, в полный! (смеется)

Эпилог:

не звезда

“ Fuzz ” Кажется, на "Мис­терии Звука" гото­вится трибъют ПИК­НИКУ? Как вы на это смотрите?

Эдмунд: Я исходил из воспоминаний, как, ска­жем, песни Джими Хендрикса поют разные му­зыканты. Или " With A Little Help From My Friends " мне у THE BEATLES совершенно не нравится, а в исполнении Джо Кокера она имеет свою па­раллельную жизнь, даже, мо­жет, лучшую. Новый взгляд — как " Purple Heart " Хендрикса. которая у THE CURE мне понравилась больше, чем в испол­нении его товарищей по цеху, Клэптона, например. И если бы в чьих-то умелых руках "Иероглиф", скажем, приобрел бы новую жизнь, более интересную, это было бы вообще здорово.

“ Fuzz ” А вы будете отслушивать версии для трибьюта?

Эдмунд: Нет, мы сознательно отошли от этого процесса. Некото­рые вещи не должны исходить от нас, мы не должны ставить тут фильтры.

“ Fuzz ” А если вам что-то не понравится?

Эдмунд: Такого не может быть. Нужно ведь приложить опреде­ленное усилие, чтоб совсем испортить песню. Но при этом там мо­жет быть такое отличное качество записи, которое будет выбивать динамики, — а это тоже интересно. Я надеюсь, что на трибьюте будут такие версии, какие мы сами не смогли бы сыграть.

“ Fuzz ” Вы знаете список музыкантов для трибьюта?

Эдмунд: Началось все с АГАТЫ КРИСТИ, которые узнали, что нам пару лет назад предложили участвовать в трибьюте им, и... Еще я знаю, что электронщики бурно откликнулись на это событие и хо­тят сделать что-то свое. Так что, я слышал, дисков будет два: "про­стой" и "электронный".

“ Fuzz ” У вас часто звучит в разговоре что-то типа: "Мне про меня рассказали"...

Эдмунд: В данном случае хочется именно в такой позиции нахо­диться. И, опять же, мы никогда не брали на себя роль ценителей, когда нам давали какие-то пластинки, — потому что если человек хочет играть, он не должен никого спрашивать. И я очень много видел неправильных ориентиров, которые дают те же критики, не говоря уж о музыкантах. Мне всегда не нра­вилось, что Пикассо — коммунист. Я всегда думал: "Ну, куда ты, дядя, зовешь? Рисуешь — и замечательно". Другое дело — Че Гевара: это его образ, на который можно купиться, его судьба и жизнь.

“ Fuzz ” У вас самого образ человека, кото­рый даже после энергетически насыщен­ного концерта приходит домой, выпива­ет чашку чая и спокойно ложится спать...

Эдмунд (смеется): Ну, после концерта в "Октябрьском" этого сделать не удалось, потому что мы до двух часов ночи провожали людей в Москву. А вообще концерты в Питере для нас — самые напряженные психологически. Но, поскольку с Бахусом было за­кончено довольно давно, при всем желании приходится пить воду, наполненную чаем.

“ Fuzz ” Вообще у ПИКНИКА имидж группы, которая профессио­нально делает свое дело, и при этом, грубо говоря, не тусуется.

Эдмунд: Да такого желания никогда и нет. Есть свойство характе­ра, которое трудно заставить себя изменить и вести какую-то ноч­ную жизнь. Или светскую. Например, была сумасшедшая програм­ма "Хит-парад ТАСС", и мы там себя чувствовали неуютно, совер­шенно не понимали, зачем нас туда включили. Если есть возмож­ность вести собственную, изолированную жизнь, то так и делает­ся. И это хорошо. Вот мне рассказывали, что некоторые группы не участвовали в Вудстоке, потому что думали, что это проходное ме­роприятие, и потом очень жалели. А мы не живем в ожидании Вудстока. Хотя не исключено, что какое-то из фестивальных на­ших появлений потом окажется эпохальным.

“ Fuzz ” Ваше выступление на "Нашествии" было одним из луч­ших моментов фестиваля. Объективно.

Эдмунд: Ну, и слава Богу. Еще нам звезду подарили. Настоящую. Это я хвастаюсь. В Москве мы были, пришел человек из какого-то общества и подарил нам металлический сертификат о том, что в созвездии Весов есть такой малый объект 16-й величины по имени ПИКНИК. Только в телескоп можно разглядеть. Никакой корысти от него, но радости было много.

Дискография

I. Номерные альбомы

"Дым" (1982)

Альбом неровный, как и подобает дебюту. Возможно, такое впечатление возникает оттого, что два вокалиста/автора слишком раз­личны: Алексей Добычин творит в общих "рок-клубовских" традициях (тут усмешка, там протест), Эдмунд Шклярский — уже здесь мистик, ориенталист и любитель не­стандартного звука. Известные песни: до сих пор — "Ночь", тогда — "Деньги".

"Танец Волка" (1984)

Очень собранная и цельная работа, уже "настоящий" ПИКНИК. Конкретика сюжетов компенсируется фантазийностыо места и времени действия; ключевой образ-фраза — "двойное дно". Лучшая из лирических бал­лад Шклярского — "Великан", и тут же "Но­возеландская Песня" — неожиданное соче­тание магических заклинаний с жалостливо-дворовой темой... Да и весь альбом (при четкой узнаваемости сти­ля группы) слушается с чувством легкого остолбенения. Известная песня: "Великан".

"Иероглиф" (1986)

Альбом настолько популярный, что свежие впечатления почти невозможны. И все же: общее ощущение (несмотря на холодновато-бархатное скольжение "Ночи" и тревожные всполохи клавиш в "Ты Вся Из Огня") света, воздуха, невесомого парения над картинами мира; урбанистические сюжеты — "Празд­ник", "Телефон" — своей вовлеченностью в процесс обыденной жизни заставляют поверить в "здесь и сейчас", но это лишь иллюзия: герой — не участник, а наблюдатель, и сам об этом отлично знает. Хотя еще довольно молод и не во всем ис­кушен... Опыт придет позднее.
Известные песни: все.

"Родом Ниоткуда" (1988)

Несмотря на разнородность стилистических приемов — "Романс" (действительно), психоделическое посвящение LED ZEPPELIN "Стоя На Этой Лестнице", механистичный проориентальный марш "Это Он", суровый гимн отчуждению "Я Невидим", — альбом объединен некоей холодностью общей атмо­сферы. Редкие личностные нотки не растап­ливают этого льда; спокойствие, с которым принимается судьба, какой бы она ни была, не согревает. Красивая, отстраненная и не­много искусственная работа.
Известные песни: "Я Невидим", "Интересно", "Дай Себя Сорвать".

"Харакири"(1991)

Девизом альбома могли бы быть слова "воля и разум". Самая прямолинейная и жесткая работа ПИКНИКА. Простой ритмический ри­сунок, минимум виньеток в музыке и тек­стах. Полностью исчезают все городские за­рисовки. Теперь все песни носят отвлечен­ный от конкретного времени характер.
Известные песни: "Настоящие Дни", "Я — Пущенная Стрела", "Мы Как Трепетные Птицы", "Течет Большая Река" (в последней скрыты понятные старшему поколению цитаты).

"Немного Огня" (1994)

Полная противоположность "Харакири": негромкая, акварельная, почти акустическая на слух пластинка. Инструментальная зарисов­ка "Теряя Их На Ветру" очень напоминает Пейджа периода " Black Mountain Side ", да и прочая гитара — того же плана. Ощущение мудрости и печали; Шклярский поет как ни­когда мягко. И светлый ангел над ним. Известная песня: "Немного Огня".

"Жень-Шень" (1998)

Здесь превалируют спокойные и расслабленные философские притчи, — кажется, что группа играет ретро-вариант собственного стиля. Восточное пространство может сме­нять средневековая Европа, но состояние просветленности остается. По звуку ПИКНИ1 еще никогда не был так близок к АКВАРИУ­МУ. Известная песня: "Немое Кино".

"Стекло"(1997)

Богатая и нарядная по звуку работа с явным привкусом арабского Востока. Частично и -' песни решены в духе сказок 1001 ночи, хоть и рассказанных в типичной для Шклярского аскетичной манере. Аранжировки местами напоминают YES середины 80-х ("Лицо" — очень). Самая большая в истории группы длительность диска (45:18) — за счет полу­бонуса, возрожденной песни 1982 года "Диск-Жокей", забавной, но вываливающейся из концепции своей бытовой приземленно-стью (у нынешнего ПИКНИКА такого не встретишь). Еще одна не­характерная подробность — короткая фортепьянная пьеса "Пред­чувствие".
Известные песни: "Глаза Очерчены Углем", "Шарманка".

"Египтянин"(2001)

Сильный и очень живой альбом четко делится на три части: центральный блок из "Фиолетово-Черного" и собственно "Египтянина"! то, что было до, и то, что было после. Заглавная песня настолько хороша, что накрывает собой все остальные. После нее наступает катарсис, и все остальное течет тихо и неза­метно. Лакомо и ломко. Известные песни: "Фиолетово-Черный", "Египтянин".

"Чужой" (2002)

Парадокс — богатое музыкальное полотно имеет цвет сухого асфальта; если разглядывать в лупу, видны интересные узоры. Типично городское состояние — фиксация краем глаза чего-то там, на периферии — усиливает линейный вокал Шклярского, сухой и безэмоциональный как никогда. От столь 1 идущего группе налета мистицизма не оста-1 лось и следа. | Из всех композиций наиболее удачными можно назвать "Лихорадку", "А Может Быть И Не Было Меня" и совершенно есенинскую "Здесь Под Желтым Солнцем Ламп". Могло бы быть и больше. |

"Говорит И Показывает" (2002)

Виртуальный сингл — обложка существует только в электронном виде, промо-тираж предназначен для радиостанций. Сама песня войдет в будущий альбом и уже играется на концертах. Жесткая, упругая, очень современная по череде рождаемых ассоциаций вещь.

II. Ответвления

"Вампирские Песни" (1995)

Несмотря на то, что формально теме, заявленной в названии, соответствует только "Лишь Влюбленному Вампиру", все компози­ции объединены атмосферой, которую без натяжек можно назвать готической. Стран­ная подробность: здесь нет ни одной вещи, которая бы звучала от лица человека. Шклярский, словно медиум, впускает в себя череду чужих существ, и через их сознание преломляет внешний мир. Их язык не всегда понятен, у них разные лица, но они сильны и притягательны, словно дудка факира. Этот прием будет иногда повторяться в более поздних работах, рождая песни, которые станут визитной карточкой группы ("Фиоле­тово-Черный"), но нигде больше ему не подчинен материал всего альбома.

ПИКНИК и СЕКТА МО "Пить Электричество" (1998)

Техногенный эксперимент. Здесь группа узнаваема лишь в одной песне — "Будь Навсегда". При этом все отличительные черты ПИКНИКА гиперболизированы. Отрешенность и аморфность возведена в абсолют. Не существа, а субстанции, не материя, а энергия, не стиль, а идея в чистом виде. Одним словом, провокация.

III . Сборники

" The Best " (1998)

15 классических, но не всегда самых известных ("Лицо", "Инквизитор", "Искры Около Рта") песен ПИКНИКА. По содержанию подборка удачна, по году выпуска — не очень; видимо, поэтому она и оказалась не слишком замеченной.

"Пикник" (2001)

Сборник из серии "Энциклопедия Русского Рока", издаваемой "1ранд Рекорде". Содержит в основном балладного типа вещи (исключения — "Праздник", "Немое Кино", "Настоящие Дни") и видео на "Фиолетово-Черный".

"Фиолетово-Черный" (2001)

Подзаголовок "Главные Песни", в общем, соответствует массовой оценке творчества группы: сплошные боевики с вкраплениями самой известной лирики ("Ночь", "Иероглиф", "Великан", "Лишь Влюбленному Вампиру"). Сборник имел бурный коммерческий успех и в известной степени открыл ПИК­НИК широкой публике.

"Пикник Live " (2002)

Компиляция концертных выступлений. Легкое, стремительное и чуть-чуть небрежное исполнение, украшенное звуками струнных и приправленное ревом публики. Редкость — старая песня "Я Почти Итальянец" (в со­ответствующей времени написания полупародийной стилистике а ля "Феличита" и тирольскими руладами). В бонусе концертное видео "Я — Пущенная Стрела".

2002-2005 © Новая Азбука


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100